Выбрав для себя аптечный бизнес, вы должны представлять, каким именно должен быть конечный результат. Сеть аптек, аптечный ларек, мини-маркет с широким ассортиментом, аптечный пункт – все эти формы ведения бизнеса обладают рядом существенных отличий. Более того, согласно законодательству РФ, отпуск лекарственных препаратов по рецепту доступен только аптечным пунктам и аптекам.
Следующее, над чем нужно подумать – место расположения аптеки и круг ее посетителей, все это должен содержать бизнес план аптеки. Причем, в условиях роста конкуренции среди аптек, думать нужно над этим как можно быстрее. Наиболее выгодное расположение для аптеки – место высокой проходимости людей, например, крупный магазин, станция метро или автобусная остановка.
Основным условием успешной работы фармацевтического пункта является грамотно подобранный персонал. Ваши сотрудники должны не только обладать соответствующим образованием и как можно большим объемом знаний в области медицины, но такими личностными качествами, как вежливость, ответственность, чувство такта. Теплый климат в коллективе – залог высоких продаж и быстрого роста бизнеса. Сплоченность коллектива во многом зависит от руководителя. Хорошо поработайте над ассортиментом товарного ряда.
Чтобы не только привлечь в вашу аптеку покупателей, но и надолго удержать их, предлагайте им не только зарубежные препараты, но и их отечественные аналоги (материальное положение некоторых слоев населения не позволяет им покупать дорогие импортные лекарства). Современные компьютерные технологии сделают вашу работу оперативной, удобной и систематизированной. Оснастив аптеку компьютерами и соответствующими программами, вы значительно сэкономите время и, как следствие, деньги. Организуйте справочную систему. С ее помощью клиентам будет проще найти вас, а при вежливом обращении и готовности помочь человеку – еще и запомнить. Также вы можете прорекламировать свой бизнес. Дополнительная реклама поднимет имидж Вашей аптеки, привлечет дополнительных клиентов, поможет обойти конкурентов. Кстати, о конкуренции. В условиях жесткой борьбы за место на рынке вам придется ознакомиться с их деятельностью, ценами и ассортиментом, а если потребуется, и уметь находить с ними компромиссное решение. Вам также придется всерьез заняться новых ценовых и стратегических вариантов развития бизнеса, чтобы отстоять свое место на рынке.
Приятный климат в аптеке – также одна из важнейших составляющих успешного бизнеса такого рода. Стерильная чистота, чистые полы и стены, аккуратная одежда персонала – должны стать неотъемлемой составляющей вашей аптеки хотя бы для того, чтобы людям было просто приятно в нее заходить, а не только в случае крайней необходимости. Ознакомьтесь с основными принципами мерчендайзинга. Правильная выкладка товаров и удобный к ним доступ, наличие этикеток с ценами (в принципе, желательно проштамповать каждую единицу товара) повысят объемы продаж в несколько раз. Если вы всерьез решили заняться аптечным бизнесом, то вам стоит задуматься о создании не одиночного киоска, а о сети аптек. Это не только увеличит обороты продаж, но и сделает ваш бизнес более защищенным. В первую очередь это касается работы с поставщиками.
При наличии сетевого бизнеса с вами будут сотрудничать только серьезные дистрибьюторы, которые занимаются поставками только качественного и лицензионного товара. Кроме того, у сети торговых точек больше шансов выжить в жесткой конкурентной борьбе, широко прорекламировать свою деятельность и проводить выгодную ценовую политику (как правило, чем больший объем заказа вы делаете у поставщика, тем большую скидку получаете).