Психологи единодушно разделяют детское вхождение в социум на три периода:
- Первый — до семи лет.
- Второй — с семи до четырнадцати лет.
- Третий — после четырнадцати.
В каждом возрастном отрезке есть свои трудности и радости. Кроме того, умение ребенка контактировать с внешним миром зависит еще и от психологического темперамента. Рассмотрим подробнее каждый из возрастных этапов, попытаемся увидеть место и роль родителей как помощников в нелегком труде общения.
С рождения до семи лет
Да-да, наработка навыков контактирования происходит уже тогда, когда вы берете грудного малыша на руки, улыбаетесь и разговариваете с ним. Нужно делать это как можно чаще! Кстати, отсутствием таких контактов объясняется некоммуникабельность интернатовских детей.
Где-то к двухлетнему возрасту ваше чадо начинает осознавать себя как личность: «Я сам!». Здесь маме важно показать, что вокруг ребенка еще много таких же маленьких личностей, с которыми нужно уметь договариваться.
Первые элементы дружеских навыков закладываются именно на детской площадке, в песочнице. Нужно научить ребенка делиться игрушками, показать, как играть вместе. В дальнейшем эти навыки развиваются и крепнут.
Если ребенка отдают перед школой в садик, социализация проходит глубже и эффективнее. Само собой разумеется, что если ребенок по темпераменту сангвиник или холерик, то друзей у него будет всегда больше, чем, например, у флегматика. Это не значит, что у последнего проблемы в общении, просто «ему больше не надо».
С семи до четырнадцати лет.
На фоне хорошо развитых навыков общения у детей появляются 1-2 закадычных друга. Они стараются проводить с ними почти все время. Особенно ярко это выражено у девочек. Будет правильным, чтобы друзья детей бывали у вас дома. Так легче подсказать сыну или дочери верный выбор.
К восьми годам ребенок начинает осознавать, что не все дети равны в социальном плане. Это большой экзамен для неопытной детской души. Существует, например, соблазн выбрать друга из богатой семьи. Чтобы «отхватить себе кусок чужого пирога». В этом случае родители должны рассказывать ребенку о настоящих жизненных ценностях, среди которых деньги занимают не самое первое место.
Лет с десяти — двенадцати детям уже очень важно принадлежать к определенной группе. Все чаще друзья выбираются именно исходя из общих интересов, увлечений и жизненных принципов.
От четырнадцати лет.
«Осторожно, двери закрываются!». Ребенок считает, что он уже достаточно взрослый и родителям необязательно присутствовать в его мире. Чтобы остаться для него советчиком, нужно очень постараться. Реагировать на плохое настроение, унылый вид. Отцу с сыном, а матери с дочерью в этом возрасте важно разговаривать каждый день, какими бы занятыми они не были.
Полезно рассказывать случаи из своего собственного детства, делиться мыслями о возможном выходе из детского конфликта. Ни в коем случае нельзя нажимать, только давать советы! Если подросток увидит в родителях уважение к его миру и искреннее желание помочь, он обязательно откроется и позволит им стать его лучшими друзьями…